Сегодня немного об истории …

Эпоха Афродит и Аполлонов

В культурном наследии прошлого достойное место принадлежит Древней Греции. История древнегреческого античного общества начинается приблизительно в XI веке до н.э. со времен переселения в Грецию дорийских племен и делится на несколько периодов: гомеровский (XI - VIII вв. до н.э.), архаический (VII - VI вв. до н.э.), классический (V в. до н.э. - 323 г до н.э.), эллинистический (кон. I Vв. до н.э. - кон. I в. до н.э.).

Свое название Греция, или Эллада, приобрела в VII в. до н.э. Это название, как правило, подразумевает группу рабовладельческих государств - полисов, которые существовали в южной части Балкан, на островах Эгейского моря, западного побережья Малой Азии, на острове Сицилии, побережье Мраморного, Черного и Средиземного морей.

Хочется отметить, что древнегреческие города были и на территории Украины: Пантикапей (Керчь), Ольвия (около с. Парутина), Херсонес (Севастополь).

Греки были предприимчивым, энергичным народом. Они были неплохими мореплавателями, открывателями новых земель. Характерной чертой древнегреческого рабовладельческого общества было, как ни странно, отсутствие многочисленного рабовладения. Это обстоятельство сыграло важную роль в образовании античной демократии, которая создала великую древнегреческую культуру.

Огромное значение в развитии этой культуры было то, что личность творца-художника в Древней Греции была свободной и окружена уважением. Идеалом греков было здоровье, физически тренированное тело.

В античном мире придавали первостепенное значение спорту, как средству воспитания молодого гражданина и воина. Образ обнаженного атлета стал ведущим в скульптуре, олицетворяя собой понятие "героической наготы". Патриотизм, высокое гражданское сознание, широкий кругозор и высокая нравственность - все это сочеталось с физической красотой сильного тела.

Девушки в Древней Греции, в отличие от юношей, не участвовали в Олимпийских играх, но прекрасное тело считалось и у юношей, и у девушек божественным даром и составляло предмет гордости и почитания всей общины.

Большое значение Греки придавали гуманитарным дисциплинам - философии, литературе, математике, всевозможным диспутам.

Древние греки оставили потомкам не только труды Сократа, Демокрита, Аристотеля, Гомера, Пифагора, Платона, Архимеда, но и уникальные скульптуры, барельефы Фидия, Лисиппа, Скопаса, Мирона, Поликлета, Праксителя. Произведения выдающихся творцов дают представление об идеалах красоты, о моде, вкусах древних греков.

Прически и украшения составляли единое целое с одеждой, дополняли облик греков. Эстетическое совершенство причесок Древней Греции в продолжение многих веков служило предметом для подражания. Они и сегодня пленят нас своей красотой, ярким воплощением благородной цели - величия человека, его духа и творчества.

Мастера античности воплощали свои представления о красоте в образе богини любви и красоты - Афродиты. Основными критериями женской красоты была естественность пропорций тела. Красивыми считались прямые правильные линии носа, подбородка, невысокий лоб, большие выпуклые глаза и подчеркнуто округлая линия бровей.

На века символом мужской красоты остался "Аполлон Бельведерский", воплощенный в скульптуре Лисиппа, хотя многие в те далекие времена отдавали предпочтение образу Александра Македонского. Лисипп, изваяв мраморную голову полководца, передал свое представление об эталоне красоты и мужества. Александр Македонский был образцом и для многих политиков - ему подражали, о нем слагали легенды, стихи.

На созданных Лисиппом портретах прическа Александра Македонского состоит из стриженных лесенкой волос, завитых и уложенных аккуратно по всей голове. Сохранились изображения Македонского с прической из полудлинных волос, слегка завитых, с симметричным пробором - фрагисом.

При общей характеристике мужских причесок Древней Греции, можно сделать вывод, что они были очень разнообразны. В ранний период греческой истории они мало чем отличались от женских. Самыми распространенными были прически, когда волосы от макушки расчесывали без пробора во все стороны. На затылке оставляли длинные пряди, а надо лбом - короткие, которые завивали в тугие локоны или закручивали в кольца. На затылке волосы свисали плотными прядями, или их укладывали в виде заплетенного хвоста и подворачивали вверх. При этом локоны закладывали под косу.

Можно было встретить и прически, напоминавшие "вавилонские", характерные для женской моды Ассиро-Вавилонии. Эти прически в Древней Греции пришлись по вкусу мужчинам. Они подворачивали на затылке хвост в виде петли, направляли вверх и подвязывали шнуром или крепким обручем, а надо лбом выпускали аккуратно уложенные вертикальные локоны. Или же носили пышные прически из длинных волос, свободно завитых, спускавшихся на плечи.

Прически архаического периода можно увидеть на скульптурах Акрополя. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами и уложенных вокруг головы как обруч. При этом надо лбом волосы укладывали в густую челку из мелких колечек или серповидных завитков. В V - IV вв. до н.э. подобные прически исчезают и появляются новые прически из крупно завитых кудрей. Техника выполнения причесок постоянно совершенствовалась. Можно было увидеть в одной прическе сочетание различных локонов: трубчатых, кольцеобразных, спиральных.

Некоторые ритуальные и парадные прически украшали бантом из волос надо лбом в виде бабочки. Подобная прическа получила название "Цикада" или "Бант Аполлона" (Лисипп изобразил Аполлона Бельведерского именно с такой прической).
Спартанцы, начиная с юношеских лет, не стригли волосы. Примером заботливости их о своей прическе может служить рассказ Геродота, свидетельствующий, что лазутчик Ксеркса видел одного спартанца, причесывающего и украшающего свои волосы перед решительным сражением.

Спарту и Афины по праву считались центрами культуры и искусства. И если Афины - это центр духовной культуры, который оставил вместе с мировыми шедеврами и формы причесок и бород, говорящие об особенно высоко развитом вкусе. В Спарте особого развития достиг гигиенический уход за телом. В Древней Греции всегда, от самого зарождения государства и ... до македонского периода, почтенные мужи обязательно отращивали бороды и усы. Греки считали густые длинные волосы и полную бороду лучшим украшением свободного мужчины. В древних Афинах длинные бороды носили мудрецы.

Брились лишь свободные молодые люди, у которых борода еще росла не очень густой, а также рабы. С македонского периода бритье стало популярным среди всего взрослого мужского населения.

В классический и эллинистический периоды мужчины укорачивали волосы, особенно на затылке, открывая шею. Они уже не выпускали локоны надо лбом и боковые пряди. Рабы должны были всегда коротко стричь волосы.

Практически все мужские прически дополнялись лобовыми повязками, шнурами или лентами. И только с периода, когда стали носить укороченные волосы, от лобовых повязок постепенно отказались. Мужчины, готовясь к пирам, пропитывали ароматическими средствами прически и бороды, осыпали их толченым мелом, мукой из бобов, порошком из пахучих трав.

Греки умели сочетать форму прически с особенностями лица. От природы они имели густые темные волосы, однако принято было менять природный цвет.

В поэмах Гомера "Илиада", "Одиссея" упомянуты цари и герои с "гиацинтово-красными волосами", золотоволосые богини, пепельнокудрые красавицы.

На Крите отличен интересный женский тип прически. На созданной три с половиной тысячелетия назад фреске Кносского дворца изображены изящные дамы с длинными, переплетенными нитками бус волосами, падающими на плечи мягкими крупными локонами, вьющимися как змеи. Из этого же периода сохранилось изображение юноши с распущенными до пояса волосами. Его голову покрывала фантастическая, украшенная цветами лилии и разноцветными перьями диадема. Женщины здесь носили длинные, разделенные посередине пробором, покрывающие виски волосы, спускающиеся на плечи и грудь длинными прядями, напоминающими мелкие косички.

Для женских причесок характерны два основных типа: с длинными, падающими на шею и грудь локонами, и подобранными и завязанными в узел на затылке. Первые очень напоминали мужские прически архаического периода. Уши в этих прическах были открыты, а за ушами и на затылке отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, завивали в локоны или спускали свободными прядями. Второй тип женских причесок характерен для периода расцвета древнегреческой культуры. Они были чрезвычайно разнообразны и имели множество названий. Характерной особенностью большинства греческих причесок было то, что лоб закрывался локонами, колечками из волос, серповидными завитками. Большой лоб не считался признаком красоты. Самая простая прическа состояла в том, что волосы разделяли прямым пробором, слегка завивали, слегка напускали полукругом на лоб и зачесывали волнистыми прядями к затылку или к макушке, где завязывали их в пучок. Шея при этом была открыта.

Особенно популярными в Древней Греции стали прически с узлами. Их крепили на макушке, средине затылка и внизу. Узел коримбос стал украшением всякой прически, его варианты были разнообразны. Известна прическа под названием "гроздь хмеля". Волосы в этой прическе поднимались высоко вверх, к макушке, завивались в локоны и кольца, на лоб спускали маленькие пряди завитых волос.

Прически "факел", "лампадион" были не менее популярными в Древней Греции. Окрашенные в светлый рыжеватый тон волосы укладывались на затылке в удлиненную форму. Для удобства использовали специальные металлические каркасы, сетки или сфендолы. Волосы укладывали в эти незамысловатые приспособления или перевязывали лентами, оставляя торчащие концы. Силуэт прически напоминал форму античной лампы, а концы рыжих волос - языки пламени. "Лампадион" любили многие женщины, так как с такой прической гречанки казались особенно грациозными и изящными.

В середине V в. до н.э. Аспасия, вторая жена правителя Афин полководца Перикла ввела в моду прическу в виде дыни, ее так и назвали "дынеобразная". Прическа представляла собой уложенные в направлении от края к макушке правильными рядами пряди волос, завитые в тугие локоны или жгуты. Для того чтобы прическа сохраняла форму, ее крепили лентами или шнурами, перевязывая крестообразно или спирально. Аспасии принадлежат многие трактаты о применении косметических средств.

Древнегреческая гетера, красавица Фрина, ввела в моду высокую прическу с бантом. Ее изображение в виде мраморной статуи создал великий мастер Пракситель. Подобная прическа украшает изображения многих богинь Древней Греции: Афродиты, Андромеды, Ниобеи.

Особенно восхищались в Греции русыми волосами (такие волосы приписываются некоторыми поэтами героям троянской войны, например, Ахиллесу и Менелаю, а из богинь - Деметре). Для получения золотистого тона волосы начали подвергать окраске в V в. до н.э. Это направление было введено римскими женщинами, а позднее было принято и ношение париков.

Парики делали из светлых волос, они были очень дорогими. Форма париков была различна, она зависела от вкуса, времени года, суток. Менее дорогие парики делали из стеблей растений, морской травы. Их окрашивали в охристые и желтые цвета. Богатые женщины, как правило, имели несколько париков.
Особенными были прически гетер. Они отличались изысканностью, золотистым цветом волос. Прически по форме напоминали коримбос, покрытый частично специальной лентой, тканью или укладывали в специальный мешочек - сакос.

Следует отметить, что древнегреческую моду отличали пять особенностей: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность, симметричность.

Именно в Древней Греции появились первые профессиональные парикмахеры, были усовершенствованы металлические стержни "каламис", щипцы для завивки волос, называвшиеся "каламиструмом". От названия щипцов рабыни, владевшие этим мастерством, стали называться "каламистрами". Таких рабов ценили очень дорого. Они, как правило, пользовались привилегиями в доме.

Древняя Греция считается родиной первых квалифицированных парикмахеров. Но, говоря о прическах, невозможно умолчать о косметике древних греков. Само слово "косметика" происходит от греческого "космейн" - украшать. Наука о косметике родом из самой Греции, и ее отцом был великий Гиппократ. Его рецепты использовали многие поколения.

Известно, что в Древней Греции женщины натирали волосы благовониями, маслами и эссенциями, которые очень дорого стоили. Пользовались белилами, румянами, сурьмой. Особенно гетеры отдавали предпочтение косметическим средствам. Красавицы, глядя в отполированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, подкрашивали губы, румянились, подводили брови, оттеняли веки, красили ресницы.

Женщины Древней Греции также пользовались духами, которые хранили в изящных керамических флаконах - лекифах. Любимыми ароматами были жасмин, роза, фиалка, лаванда. Многие женщины закладывали в прически маленькие пакетики с цветами. Ароматические смеси, соединенные с овечьим жиром, таяли на солнце и распространяли аромат свежести.

В период расцвета Афинского государства применение косметики привело к злоупотреблению оной, поэтому были изданы специальные законы об ее ограничении. Косметика стала дорогой и являлась уже предметом роскоши.
Кроме того, древние гречанки украшали себя золотыми изделиями. Носили шпильки для волос, сетки, серьги, браслеты в виде змей на запястьях,
предплечьях и на ногах у лодыжек, ожерелья, фибулы, украшения в виде миниатюрных скульптурок Ники, Афродиты, Лебедей. Украшали прически диадемами, золотыми иглами и обручами. Следует отметить, что во время траура женщины не надевали никаких украшений и обрезали себе волосы.

Совершенство античного искусства Древней Греции до сих пор удивляет и заставляет восхищаться всех, кто знакомится с ним. Произведения древнегреческого искусства не только дарят наслаждение, сохраняют определенные нормы и образцы, но также позволяют изучать идеалы, вкусы и моду, принимая их за классику.

 

Copyright © 2002 Salon2002.narod.ru All Rights Reserved

главная | адрес | цены | работа


web-design by Bikov Dmitriy


Hosted by uCoz